С ростом популярности онлайн-шопинга эффективная доставка товаров покупателям стала важным вопросом для многих компаний. Все чаще для решения этой задачи логистические фирмы обращаются к роботам-доставщикам. В этой статье мы расскажем, как работают такие роботы, а также обсудим их плюсы и минусы.
Роботы-доставщики: как они изменяют логистику
Роботы-доставщики, или роверы, — это автономные или полуавтономные небольшие устройства для доставки товаров, которые могут передвигаться по тротуарам и дорогам. Они предназначены для доставки еды, напитков, мелких товаров, документов и других посылок. В случае необходимости операторы могут управлять ими удаленно.
По своему внешнему виду роботы напоминают автономные транспортные средства, передвигающиеся по улицам. Для навигации они используют спутниковую связь, камеры и специальные рычаги. Оснащенные радарами, ультразвуковыми датчиками и нейронными сетями для предотвращения аварий, эти устройства применяют алгоритмы машинного обучения для регулирования скорости. Постоянно обучаясь, они создают цифровую карту, что позволяет им быстрее и точнее доставлять товары.
Роботы-доставщики обычно работают на дистанции от одного до четырех километров. Эти устройства спроектированы для энергоэффективности, что способствует снижению выбросов углекислого газа в атмосферу. Они отлично подходят для доставки продуктов, товаров из супермаркетов, ресторанов или точек фаст-фуда.
В России лидером среди разработчиков роботов-доставщиков является компания «Яндекс». Она начала использовать такие устройства пять лет назад, и с каждым годом их количество растет. В 2023 году компания заявила, что планирует увеличить число роботов до 260. Основной задачей является снижение стоимости доставки роботом, стремясь сделать ее сравнимой с традиционной доставкой или даже дешевле. Для этого один робот должен выполнять от 12 до 15 доставок в день.
Со временем роботы становятся почти полностью автономными, что позволяет им легко двигаться в густонаселенных районах. Роботы-доставщики также снижают износ дорог, способствуя устойчивости городской инфраструктуры.
Согласно отчету Transforma Insights «Delivery Robots: 4.7 million automated urban delivery vehicles by 2032», к 2032 году общее количество роботов доставки по всему миру может достичь 4,7 миллиона, с прогнозируемым среднегодовым ростом рынка в 64% с 2022 по 2032 год.
Однако существуют и трудности в развитии роботизированной доставки. Одной из главных проблем являются погодные условия, когда роботы могут застревать в снегу или буксовать на льду. Также есть сложности с городской инфраструктурой. Роботы хорошо передвигаются по ровным дорогам, но пока не могут доставить товар прямо к двери клиента, что в некоторых случаях критически важно. Кроме того, они не могут перевозить грузы на большие расстояния, например, из города в пригороды.
Роботы-курьеры и их особенности
Робот-курьер компании «Яндекс» весит около 70 килограммов и выглядит как контейнер на шести колесах. Он может перевозить до 20 килограммов груза. В нем есть лидар, камеры и датчики, помогающие избегать препятствий, таких как люди, автомобили, деревья и столбы. Если робот сталкивается с проблемой, оператор получает сигнал и вмешивается.
Каждое устройство имеет свою уникальную конструкцию, но большинство из них включает несколько стандартных элементов:
● Камеры и датчики — они позволяют роботу отслеживать окружение и избегать столкновений с людьми, машинами и другими препятствиями. Например, роботы компании Starship Enterprises оснащены 12 камерами.
● GPS — позволяет постоянно отслеживать местоположение робота и планировать маршрут.
● Искусственный интеллект (ИИ) — обрабатывает данные с камер и датчиков, решает, какой маршрут выбрать, и помогает роботу работать автономно. Он также отслеживает пешеходные переходы и сигналы светофора, обеспечивая безопасность пешеходов и водителей.
● Аккумуляторы — роботы почти всегда работают на батареях, которые легко заряжаются.
● Системы безопасности — для защиты содержимого, робот блокируется после загрузки и открывается только для нужного клиента. В случае попытки взлома активируется сигнал тревоги.
Маршрут робота между продавцом и получателем зависит от множества факторов, включая тротуары, переходы, пешеходов и транспорт. Например, роботы Starship рассчитывают путь с учетом кратчайшего маршрута и спутниковых изображений. Они также могут учитывать время, необходимое для преодоления различных объектов.
С течением времени роботы учат местность и строят карту постоянных объектов, таких как здания и дорожки. Это ускоряет их перемещение по знакомым территориям, улучшая навигацию. Все роботы в районе могут сотрудничать, создавая общую карту.
Преимущества автономных роботов-доставщиков:
● Помощь пожилым людям — роботы могут доставлять продукты и лекарства, что облегчает жизнь людям, особенно тем, кто живет один или имеет ограниченные возможности.
● Экологичность — использование роботов снижает количество автомобилей на дорогах, что помогает уменьшить загрязнение и пробки.
● Экономия — для компаний доставка роботами более выгодна, чем найм водителей. Они не тратят деньги на зарплаты, страховки и другие расходы.
Недостатки роботов-курьеров:
● Доставка только на короткие расстояния — большинство роботов пока могут работать только в пределах города или района. Также существует риск кражи робота во время доставки.
● Проблемы с взаимодействием с людьми — роботы будут находиться среди потока людей, что может привести к заторам. Пожилым людям будет сложнее взаимодействовать с устройствами.
● Нет четкого регулирования — на текущий момент не существует нормативно-правовой базы, регулирующей использование роботов на пешеходных и автомобильных дорогах.
Хотя у ROBORT нет роботов для доставки, у нас есть другие эффективные решения для вашего бизнеса, включая колесные и гусеничные роботы, сервисные роботы и роботы-гуманоиды для различных задач, включая логистику.